Прочитайте здесь Жорж де Латур в музее Прадо Часть I
В 1638 году начнется новый этап в жизни де Латура. В Люневиль вошли французские войска, город был отдан на разграбление голодной солдатне и потом сожжен. Выжило не более пятидесяти семей. Во время трагедии, по счастливому стечению обстоятельств, семья Латура находилась в Нанси. Здесь они получили известие о люневилском пожаре и о гибели всего их имущества, а вместе с ним, и мастерской художника. Латур решает покинуть растерзанную Лотарингию и отправиться в Париж. В столице Франции, благодаря своему таланту и, скорее всего, отсутствию конкуренции, художник почти немедленно найдет работу при дворе Людовика Тринадцатого. Только пять лет спустя семья вернется на родину. К этому времени Люневиль утратит свою независимость и попадет в управление французской администрация.
В Люневиле семья художника вновь зажила на широкую ногу, устраивая великолепные приемы и охоты. Одна беда. Умирали дети. Из десяти рожденных доживут до зрелости только трое. Можно предположить, что соседи невзлюбили вернувшегося на родину живописца: он в фаворе у французской администрации, а трудные годы пережил под крылом нового хозяина Лотарингии французского монарха. Не приходится удивляться, что обедневших и разоренных войной соседей Люневиля не могла не раздражать роскошная жизнь де Латура, его заносчивость и высокомерие. В городских архивах Люневиля историки обнаружили десятки судебных тяжб, жалоб горожан на его грубое и насильственное поведение, на то что он запускает своих охотничьих собак на их поля… Исследователи творчества живописца не могут разгадать, что произошло с де Латуром в последние годы его жизни, так как до сегодняшнего дня никаких личных писем художника не найдено.
1652 год: новая эпидемия чумы и смерть художника . Прожито 60 лет. Сохранилось всего 40 картин, из которых 31 собрали на этой замечательной выставке. Как ни странно, картины последнего десятилетия жизни Латура, того самого десятилетия раздоров с соседями, необыкновенны. Это ноктюрны. За редким исключением, ноктюрны. Он пишет при свете одинокой свечи одинокие фигуры. Молчание, самосозерцание, вселенская печаль: «Иов и его жена», «Явление ангела святомy Иосифу», «Рождество», «Поклонение Пастухов», «Кающаяся Магдалина». Святые Латура реальны и ирреальны одновременно, как может быть реален сон или мираж. Мягкие темнокоричневые тона, обволакивающая киноварь. От них невозможно оторвать взор. Трудно представить, как после драки с соседом можно было сесть и написать ТАКУЮ Магдалину, или ТАКОГО Иова. Что это? Раскаяние? Бегство от приземленной реальности ? Поиск гармонии в мире без надежд, где выживает сильнейший, где путь к богу давно забыт и все тропки заросли? Уход в мистику?
Интересно, что в творчестве де Латура четко разграничены 3 этапа. В молодости, являясь придворным художником Герцога Лотарингского, он в основном пишет жанровые сцены, в которых преобладают слепые музыканты, крутящие ручки своих замфоний (колесная лира), их потасовки между собой, голодные крестьяне. Его картины разворачивают перед нашими глазами настоящее антропологическое исследование хронической бедности и голода, глазных заболеваний эпохи. Надо сказать, что в первой половине семнадцатого века многие художники зарабатывали на жизнь на изображении бродяг и нищих. Бедность была в большой моде на стенах картинных галерей аристократии. Нам хорошо известно, что в придворном этикете выражение чувств считалось недопустимым. Монархи с непроницаемыми лицами-масками, вельможи, подчиненные очень строгому придворному этикету, проводившие большую часть времени среди шороха кринолинов, приглушенных разговоров, бесконечных жестов и реверансов, с большим удовольствием удалялись в свои покои и, в буквальном смысле слова, наслаждались этими мизерабельными существами, которые бесстыдно смеются страшными беззубыми ртами, дерутся за кусок хлеба, ищут блох, играют на скрипках и шарманках. Возможно, что созерцание такого искреннего выражения чувств, демонстрации непрекрытой бедности, еще более усиливало их уверенность в своем высшем, божественном происхождении, и даже вызывало определенное сострадание, желание проявить благосклонность.
Продолжение через неделю в следующем блоге.
Алина Олано
*Выставка Жоржа де Латура(1593-1652), только что открылась и будет продолжаться до 12 июня.